Карреньо де Миранда


Карреньо де Миранда
, Хуан (Carreno de Miranda, Juan) 1614, Миранда де Авилес — 1685, Мадрид. Испанский живописец. Представитель мадридской школы 2-й пол. XVII в. Происходил из знатной арагонской семьи, юношей переехал в Мадрид, где учился рисунку у П. де Куэваса, живописи у Б. Романа. Сформировался под влиянием Веласкеса, работы которого копировал; испытал влияние Тициана, Рубенса и Ван Дейка. Работал в Мадриде и Толедо, Эскориале, с 1669 — придворный художник, с 1671 — личный живописец короля Карла II. Писал фрески, картины на религиозные сюжеты и портреты. Начало творческой деятельности связано с росписями в церквах, монастырях и дворцах Мадрида, Толедо, Эскориала (выполнены иногда совместно с Ф. Риси). В Мадриде это — коллегия Марии де Арагон, монастырь дель Росарио, зал Зеркал в Алькасаре (1659); в соборе Толедо — капелла Саграрио (1663—1670); в Эскориале — королевские апартаменты (1674). В многочисленных картинах на религиозные сюжеты проявил незаурядное живописное мастерство: Кающаяся Магдалина (1654), Св. Себастьян, Мадонна и св. Анна, Пир Ирода (все — Мадрид, Прадо), Апостол Сантьяго в битве при Клавихо (1660, Будапешт, Музей изобразительных искусств), Основание ордена тринитариев (1666, Париж, Лувр), Непорочное зачатие (1670, Нью-Йорк, Испанское общество в США). Наиболее известен своими придворными портретами, в которых стремился приблизиться к образам Веласкеса, отчасти Ван Дейка (светски утонченный портрет аристократа Герцог де Пастрана, между 1655 и 1670, Мадрид, Прадо). В парадных изображениях Карла II, представленного в традиционных позах, чаще всего во весь рост в сумрачных покоях Алькасара, художник пытался придать величие и благообразие лицу монарха и его хилой фигуре, облаченной то в строгий придворный костюм (Мадрид, Прадо), то в воинские доспехи (Толедо, Дом-музей Эль Греко). Используя опыт Веласкеса, он насыщает портреты изысканной гаммой черных и серебристо-белых тонов (Вдовствующая королева Марианна Австрийская, 1673, Мадрид, Прадо; варианты Мюнхен, Старая пинакотека; Мадрид, Академия Сан Фернандо; Бильбао, Музей изящных искусств) или сиянием красок придворного костюма (Маркиза Санта Крус, 1665, частное собрание; Графиня Монтерей, 1665, Мадрид, Музей Ласаро Гальдиано). Внешний характер изображения сказался в обращении художника к моделям, сходным с моделями Веласкеса (шут Франсиско Басан, девочка-великанша Эухениа Мартинес Вальехо, запечатленная дважды в узорчатом платье и обнаженной, с венком на голове, в виде Вакха; все — Мадрид, Прадо). Иная и самостоятельная задача была убедительно решена живописцем при создании необычного, но исполненного живой выразительности образа чужеземца — русского боярина Петра Ивановича Потемкина, посла царя Алексея Михайловича (1667, Мадрид, Прадо).
Лит.: Angulo Iniguez D., Perez Sanchez A. E. Historia de la pintura espanola. Escuela madrilena del segundo tercio del Siglo XVII. Madrid, 1983.
Т. Каптерева

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Карреньо де Миранда" в других словарях:

  • Карреньо де Миранда — Карреньо де Миранда, Хуан Портрет русского посла Петра Потёмкина, работы Миранды, 1681 1682 Хуан Карреньо де Миранда (исп. Juan Carreño de Miranda; 1614 1685) испанский художник эпохи барокко …   Википедия

  • Карреньо де Миранда, Хуан — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Карреньо. Портрет русского посла Петра Потёмкина, работы Миранды, 1681 1682 Хуан Ка …   Википедия

  • Хуан Карреньо де Миранда — Портрет русского посла Петра Потёмкина, работы Миранды, 1681 1682 Хуан Карреньо де Миранда (исп. Juan Carreño de Miranda; 1614 1685) испанский художник эпохи барокко. Содержание 1 Биография …   Википедия

  • Миранда — Миранда: Содержание 1 Географические наименования 1.1 Испания 1.2 Португалия …   Википедия

  • Карреньо — (исп. Carreño) испанская фамилия. Известные носители: Карреньо, Мария Тереса Карреньо, Хуан Карреньо де Миранда, Хуан См. также: Карреньо (Астурия) муниципалитет в Испании …   Википедия

  • Миранда, Хуан Каррено де — Портрет русского посла Петра Потёмкина, работы Миранды, 1681 1682 Хуан Карреньо де Миранда (исп. Juan Carreño de Miranda; 1614 1685) испанский художник эпохи барокко. Содержание 1 Биография …   Википедия

  • Миранда Хуан Каррено де — Портрет русского посла Петра Потёмкина, работы Миранды, 1681 1682 Хуан Карреньо де Миранда (исп. Juan Carreño de Miranda; 1614 1685) испанский художник эпохи барокко. Содержание 1 Биография …   Википедия

  • Каррено де Миранда, Хуан — Портрет русского посла Петра Потёмкина, работы Миранды, 1681 1682 Хуан Карреньо де Миранда (исп. Juan Carreño de Miranda; 1614 1685) испанский художник эпохи барокко. Содержание 1 Биография …   Википедия

  • Хуан Каррено де Миранда — Портрет русского посла Петра Потёмкина, работы Миранды, 1681 1682 Хуан Карреньо де Миранда (исп. Juan Carreño de Miranda; 1614 1685) испанский художник эпохи барокко. Содержание 1 Биография …   Википедия

  • Испанская живопись XVII века — Франсиско Рибальта, «Явление Христа Святому Бернарду» …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.